Система ILS (инструментальная система посадки, Instrument Landing System) направляет самолёт по точной траектории к взлётно-посадочной полосе, используя два типа сигналов от радиомаяков. 1
В состав системы входят несколько основных элементов: 1
- Курсовой радиомаяк (localizer). 1 Устанавливается за противоположным концом полосы. 1 Даёт сигнал, по которому определяется отклонение самолёта влево или вправо от осевой линии ВПП. 1 Это горизонтальное наведение — «курс». 1
- Глиссадный радиомаяк (glideslope). 1 Располагается сбоку от полосы ближе к началу. 1 Формирует вертикальное наведение — «глиссаду». 1 Обычно глиссада идёт под углом около 3 градусов — оптимально для снижения. 1
- Дополнительные средства: маркеры и/или DME. 1 Маркеры расположены вдоль траектории захода на посадку и служат контрольно-пропускными пунктами, излучая отличительные сигналы. 4 DME — система измерения дальности, привязанная к частоте локализатора. 1 По ней пилот сверяет своё удаление и высоту, особенно если работает без маркеров. 1
- Светосигнальная система (ALS). 1 Это мощные фонари, установленные по оси продолжения полосы, которые помогают пилоту распознать её визуально на последних секундах полёта — после выхода из облаков или при очень плохой видимости. 1
Заход по ILS начинается задолго до посадки. 1 Экипаж настраивает нужную частоту локализатора, проверяет его идентификатор, устанавливает курс на посадку и вводит высоту принятия решения (DH). 1
После получения разрешения от диспетчера самолёт выходит на курс под углом (обычно 30–45°), перехватывает локализатор, затем — глиссаду. 1 После этого начинается снижение по обоим лучам. 1 Если на высоте принятия решения пилот увидел полосу или огни ALS — посадка продолжается. 1 Если ничего не видно — уход на второй круг. 1