Система газораспределения в современных грузовиках работает следующим образом: 2
- Коленчатый вал передаёт крутящий момент посредством привода на распределительный. 2
- Кулачок на распределительном валу нажимает на толкатель или коромысло. 2
- Клапан перемещается внутрь камеры сгорания, открывая доступ свежему заряду или отработавшим газам. 2
- После того как кулачок проходит активную фазу воздействия, клапан возвращается на место под действием пружины. 2
За полный рабочий цикл распредвал совершает 2 оборота, попеременно открывая клапана в каждом цилиндре, в зависимости от порядка их работы. 2
Некоторые элементы системы газораспределения:
- Клапаны. 1 Обеспечивают подачу горючего в цилиндр и вывод отработавших газов. 1 Впускные клапаны отвечают за впуск топливовоздушной смеси, а выпускные — за выпуск отработавших газов. 3
- Распределительный вал. 13 Обеспечивает работу ГРМ с учётом требуемого порядка функционирования цилиндров и фаз. 1 Кулачки на валу воздействуют на клапана и способствуют их открытию и закрытию. 1
- Привод. 3 Бывает шестерёнчатым, ременным и цепным. 3 Распределительный вал вращается с вдвое меньшей скоростью, чем коленчатый. 3
На многих современных моторах параметры газораспределения меняются прямо на ходу: в зависимости от скорости, оборотов, нагрузки и других факторов. 5 Это делает система изменения фаз газораспределения, которая при помощи дополнительных механизмов двигает распредвалы относительно привода или меняет профиль кулачков. 5