Схема ослабления поля на электровозах работает за счёт подключения индуктивного шунта — резистора параллельно обмотке тягового электродвигателя (ТЭД). 4 Через этот резистор протекает часть тока якоря. 4 Чем меньше сопротивление шунта, тем больше ослабляется возбуждение и выше скорость электровоза. 4
Процесс происходит так: при разгоне электровоза наступает момент, когда увеличение скорости вращения двигателя путём повышения напряжения уже не происходит. 2 Это происходит из-за того, что в обмотках ротора появляется наведённый ток, противоположный по направлению. 2 Он возрастает настолько, что компенсирует любую прибавку тягового. 2 В итоге дальнейшее увеличение ЭДС на клеммах двигателя к росту скорости его вращения не приводит. 2
Чтобы устранить этот эффект, обмотки статора шунтируются параллельными им сопротивлениями. 2 Ток возбуждения снижается, а следовательно, снижается и наведённая противо-ЭДС. 2 Теперь скорость снова будет расти, а мощность и момент — падать, но на скорости это уже не важно: накопленная значительная инерция состава не даст поезду потерять ход. 2