Натяжитель ремня — это узел, который входит в систему привода навесных агрегатов двигателя и представляет собой ролик с пружинным либо иным механизмом, за счёт которого обеспечивается требуемая степень натяжения ремня. 1
Конструкция любого натяжителя включает две детали — натяжное устройство, создающее требуемое усилие, и ролик, передающий его на ремень. 1 Также существуют устройства, в которых используется натяжитель-демпфер — они обеспечивают не только необходимое натяжение ремня, но и снижают интенсивность износа ремня и шкивов агрегатов на переходных режимах работы силового агрегата. 3
Принцип работы натяжителя зависит от его типа:
- Натяжитель с пружиной кручения. 3 Основу устройства составляет витая пружина большого диаметра, помещённая в цилиндрический стакан. 3 При изготовлении устройства стакан и кронштейн поворачиваются на определённый угол и фиксируются в таком положении предохранительным устройством (чекой). 3 При монтаже натяжителя на двигатель чека вынимается, и кронштейн под действием пружины отклоняется — вследствие этого ролик упирается в ремень, обеспечивая необходимую степень его натяга. 3 В дальнейшем пружина поддерживает установленную натяжение, делая регулировку ненужной. 3
- Натяжитель с пружиной сжатия. 3 Основу натяжного устройства составляет кронштейн с роликом, который имеет шарнирное соединение с витой цилиндрической пружиной. 3 Второй конец пружины монтируется на двигатель — так обеспечивается необходимый натяг ремня. 3
- Натяжитель с демпфером. 3 Натяжитель имеет конструкцию, аналогичную описанной выше, однако пружина заменена демпфером, который с помощью проушин монтируется к кронштейну с роликом и двигателю. 3 Демпфер обеспечивает необходимый натяг ремня, одновременно сглаживая колебания ремня при запуске двигателя и на переходных режимах. 3