Механика музыкального ритма в компьютерных играх может работать по разным принципам, в зависимости от жанра игры и её особенностей.
В ритм-играх музыка является важным элементом, а механика проста: чтобы выиграть, необходимо нажимать клавиши и попадать в ритм. 1 Сложность зависит от мелодии и скорости исполнения. 1 Например, в игре Crypt of the Necrodancer передвижение, сражение, покупка предметов — всё основано на ритме. 1 Игрок заставляет персонажа двигаться или атаковать, только когда нажимает кнопки в такт музыке. 1
В других играх музыка может выступать в роли механики, например, в игре Legend of Zelda: The Ocarina of Time игрок может исполнять песни на деревянном музыкальном инструменте, чтобы проходить головоломки на уровне. 1 Разработчики обратили мелодии в комбинации движений из файтеров, что сделало музыку центральной механикой в игре про сражения и решение головоломок. 1
В некоторых играх музыка используется для создания атмосферы или коммуникации с игроком. 1 Например, в игре Resident Evil атмосферные звуки усиливают напряжение игрока, а саундтрек играет только в безопасных местах, что помогает игроку расслабиться. 1
Также существует адаптивная музыка, когда мелодия формируется в зависимости от действий, происходящих в игре. 5 Например, в игре Untitled Goose Game мелодия играет медленно и тихо, когда персонаж крадётся, а в моменты активных действий музыка становится задорной и быстрой. 5