Логическая защита шин (ЛЗШ) — неотъемлемая часть системы релейной защиты и автоматики распределительных устройств 6–35 кВ. 1 ЛЗШ нужна, чтобы сократить время отключения коротких замыканий на шинах 10 кВ. 1
Принцип работы ЛЗШ можно рассмотреть на примере возникновения внутреннего (на шинах) и внешнего (на присоединении) замыканий: 1
- Замыкание на шинах 6–35 кВ (в зоне действия ЛЗШ): 1
- Ток короткого замыкания (КЗ) протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода, к точке КЗ. 1
- Защита ввода (и МТЗ, и отдельная ускоренная ступень ЛЗШ) пускается от данного тока. 14
- Защиты присоединений не пускаются, потому что через них ток КЗ не протекает (подпитки «снизу» нет). 1
- Так как сигнал «Блокировка ЛЗШ» нижестоящими защитами не выдаётся, то защита ввода (ускоренная ступень ЛЗШ) отключает выключатель ввода с временем 0,1–0,15 секунд. 1
- Замыкание на присоединении (вне зоны действия ЛЗШ): 1
- Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода и ТТ защиты фидера, к точке КЗ. 1
- Происходит пуск защиты ввода (МТЗ и отдельной ускоренной ступени ЛЗШ) и защиты фидера (МТЗ и, возможно, ТО). 1
- Защита присоединения мгновенно выдаёт сигнал пуска собственных защит (Блокировка ЛЗШ) на защиты ввода (через сухой контакт). 1
- Защита ввода принимает сигнал «Блокировка ЛЗШ» и блокирует ускоренную ступень ЛЗШ (МТЗ ввода остаётся в работе). 1
- Защита фидера отключает свой выключатель для устранения КЗ, МТЗ ввода возвращается. 1
- При отказе защиты фидера, КЗ устраняет МТЗ ввода с выдержкой времени. 1
ЛЗШ защищает не только сами шины, но и зону выключателей. 14 Её зона действия определяется местами установки трансформаторов тока. 14