Холодильная установка в автомобиле (рефрижератор) работает по принципу, похожему на работу бытового холодильника. 1 Устройство отбирает низкопотенциальное тепло из изотермической камеры, преобразует его в высокопотенциальное, а затем рассеивает в атмосферу. 1
Принцип работы рефрижератора построен на парокомпрессионном цикле и включает несколько этапов: 1
- Сжатие хладагента. 2 Фреон (в газообразном состоянии) поступает в компрессор, где происходит его сжатие и переход в жидкое состояние. 14 При этом выделяется большое количество тепла. 4
- Охлаждение и конденсация. 2 Горячий газ переходит в конденсатор, который обычно расположен снаружи кузова рефрижератора. 2 Там фреон охлаждается, конденсируется и становится жидкостью. 2
- Расширение. 2 Жидкий хладагент проходит через терморегулирующий клапан, который контролирует количество фреона, поступающего в воздухоохладитель. 2 Давление снижается, и хладагент резко остывает. 2
- Испарение. 2 Охлаждённый фреон поступает в испаритель, который находится внутри фургона рефрижератора. 2 Там хладагент забирает тепло от окружающей среды, вскипает, испаряется и снова переходит в состояние газа. 2
- Возврат газа к компрессору. 2 Газообразный хладагент возвращается к компрессору, и цикл возобновляется. 2
Благодаря циклической работе рефрижераторной установки тепло из будки постоянно отводится, и сохраняется необходимая температура. 2
Большинство рефрижераторов умеет работать реверсивно: вырабатывать и холод, и тепло. 1 Холодильная установка работает «на тепло», когда в фургоне перевозятся грузы, требующие положительной температуры, а за бортом — мороз. 1