Автомобильный термостат работает по следующему алгоритму: 3
- Водитель заводит холодный двигатель. 3 Термостат и его клапан закрыты. 3 Антифриз или вода проходят по малому кругу, то есть без рубашки мотора и основного радиатора. 3
- Температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигает рабочей отметки в 75–95 градусов Цельсия. 3 Клапан термостата срабатывает и пропускает воду или антифриз через радиатор, насос и рубашку охлаждения силового агрегата. 3
- Система работает в обычном режиме, предотвращая перегрев мотора. 3
- При достижении критической температуры включается вентилятор на радиаторе. 3
Принцип работы классического термостата: 4
- Пока температура жидкости невелика (обычно меньше 80 градусов), воск находится в твёрдом состоянии, клапан закрыт. 4
- При повышении температуры воск начинает плавиться и расширяться, выталкивая стержень с клапаном. 4
- Клапан приоткрывается, позволяя антифризу проходить как по малому, так и по большому контуру. 4
- По достижении рабочей температуры клапан перекрывает малый контур и пускает ОЖ только по большому. 4
- Если температура снова упадёт (например, под напором очень холодного воздуха, набегающего на радиатор в движении), термостат вновь включится в работу, «миксуя» антифриз из обоих контуров. 4
В термостатах с электронным управлением на нагрев реагирует не воск, а специальный датчик — терморезистор. 4 Основываясь на его данных, клапаном с помощью электрического актуатора управляет ЭБУ двигателя. 4