Производство смазочных материалов из нефти начинается с первичной переработки — перегонки, в ходе которой нефть разделяют на фракции в зависимости от температуры кипения каждой из них. 1
Процесс происходит так: 1
- Сырая нефть подогревается в печи до 350 °С и подаётся в атмосферную колонну в виде смеси газа и жидкости. 1
- В атмосферной колонне нефть разделяется на фракции: 1
- на самом верху выделяется газовая фракция, из которой в дальнейшем с помощью синтеза получают пластик, полиэтилен, резину и другие материалы; 1
- ниже выделяется бензиновая фракция, из которой впоследствии получают топливо для автомобилей; 1
- следом выделяется керосиновая фракция, которая используется в качестве моторного топлива для авиации и крупной техники; 1
- под ней находится газойлевая фракция, используемая в производстве дизельного топлива. 1
- После выделения этих фракций в атмосферной колонне остаётся мазут, который перемещают в вакуумную колонну. 1
- Там мазут подвергается аналогичному разделению под вакуумом. 1 Из него выделяют несколько масляных фракций и гудрон, который представляет собой почти твёрдый остаток и оседает на дне колонны. 1
- Из гудрона получают остаточные масла и битум, который используется в строительстве дорог. 1
Далее масляные фракции проходят несколько этапов очистки: 3
- Селективная очистка. 3 Цель — удаление полициклических ароматических углеводородов, смолисто-асфальтеновых веществ из масла, имеющих низкий индекс вязкости и ухудшающих термическую стабильность масла. 3
- Депарафинизация. 3 Назначение процесса — снижение температуры застывания, что позволяет расширить температурный диапазон работы масла. 3
- Гидрооблагораживание. 3 Масла подвергаются гидроочистке, парафин — гидроизомеризации. 3 В результате гидроочистки у масла улучшается цвет, значительно снижается содержание серы, азота и коксообразующих компонентов. 3
Для получения товарных масел базовые масла смешиваются между собой и с присадками на маслосмесительных заводах. 5