Взлёт самолёта в современных аэропортах происходит следующим образом: 1
- После подруливания к полосе экипаж связывается с диспетчером. 1 Он даёт разрешение занимать полосу или ожидать на предварительном старте (перед полосой). 1 Разрешение зависит от загруженности аэропорта и использования полосы. 1
- После получения разрешения на занятие полосы командир включает фары, а второй пилот выполняет свои процедуры и подаёт команду бортпроводникам, что самолёт готов к взлёту. 1
- Прочитав чеклист и ещё раз всё сверив, пилоты выруливают на полосу, убеждаются, что на полосу не заходит другое воздушное судно, что на полосе отсутствуют посторонние предметы. 1 Выстроив самолёт по центральной линии, пилоты ожидают команду на разрешение взлёта. 1 Иногда взлёт выполняется без остановки на полосе, прямо с хода (так называемый «взлёт с ходу»). 1
- Диспетчер даёт команду на взлёт. 1 Второй пилот подтверждает команду диспетчера. 1 В этот момент командир корабля устанавливает режим работы двигателей для взлёта и даёт команду «взлёт». 1 Оба пилота включают секундомер. 1
- Пилотирующий пилот зачитывает всю информацию на своём дисплее и, отдав ручку управления от себя, начинает разбег. 1 Во время разбега главная задача пилота — держать машину строго вдоль оси взлётно-посадочной полосы, не допуская поперечного смещения самолёта. 5
- Как только взлётная скорость достигнута, пилот плавно отклоняет штурвал на себя, увеличивая угол атаки. 5 Нос самолёта приподнимается, а затем и весь самолёт отрывается от земли. 5
Посадка самолёта происходит следующим образом: 4
- Первым этапом подготовки к посадке будет снижение с эшелона, или, иными словами, следование по маршруту прибытия. 4 Конечный пункт этого маршрута — так называемая контрольная точка начального этапа захода на посадку (IAF). 4
- С точки IAF начинается движение по схеме подхода к аэродрому и захода на посадку, которая разрабатывается отдельно для каждого аэропорта. 4
- Заход по схеме предполагает дальнейшее снижение, прохождение траектории, заданной рядом контрольных точек с определёнными координатами, часто выполнение разворотов и, наконец, выход на посадочную прямую. 4 В определённой точке посадочной прямой лайнер входит в глиссаду — воображаемую линию, соединяющую точку входа с началом взлётно-посадочной полосы. 4
В аэропортах, оснащенных курсо-глиссадной системой, значительная часть посадок совершается по приборам в автоматическом режиме. 4 Если не случится чрезвычайных обстоятельств, если в базу данных бортовых компьютеров будет введён точный план полёта, включающий траекторию захода на посадку, если аэропорт прибытия обладает соответствующим современным оборудованием, лайнер сможет выполнить полёт и совершить посадку без участия человека. 4