Термитная сварка рельсов происходит в несколько этапов: 14
- Подготовка зазора и рельсов к сварке. 4 При работе в действующем пути удаляется защитный кожух, со стыка снимаются накладки, отрезаются приваренные электросоединители, а рельсы в зоне стыка очищаются от грязи и ржавчины. 4 Конец одного из рельсов отрезается так, чтобы величина сварочного зазора составила 24–26 мм. 4
- Установка кондуктора и выравнивание концов рельсов. 4 Концы рельсов зажимаются в специальном кондукторе, который позволяет автоматически выровнять их в двух плоскостях и неподвижно зафиксировать на период проведения сварочных работ. 4
- Установка литейных форм и тигля. 4 На рельсе закрепляется специальное зажимное приспособление, литейные формы устанавливаются в металлические формодержатели и с помощью кронштейнов фиксируются на зазоре. 4 По контуру рельса формы затем уплотняются раствором из огнеупорного песка, а по бокам формодержателей навешиваются чашки для сбора шлака. 4 Сверху форм на поворотном кронштейне устанавливается одноразовый тигель. 4
- Предварительный подогрев. 4 Предварительный подогрев концов рельсов до температуры 900–1000 °С проводится пропан-кислородной смесью с помощью специальной горелки. 4 Время подогрева составляет примерно 6–8 минут и зависит от степени нагрева рельса, который контролируется сварщиком визуально по цвету свечения металла торцов рельсов. 4
- Термитная реакция и заливка форм. 4 Немедленно после окончания подогрева горелка вынимается из формы и термитная смесь поджигается при помощи специального запала. 4 После завершения термитной реакции (через 20–25 секунд) на дне тигля автоматически открывается тигельная пробка и происходит выпуск жидкой термитной стали в литейную форму. 4 В процессе заливки расплавленной термитной стали в зазор концы рельсов проплавляются и таким образом свариваются. 4
- Снятие грата. 4 После окончания заливки сталь в форме выдерживается в течение 3,5–4 минуты для полного завершения процесса кристаллизации. 4 По окончании указанного времени снимаются формодержатели, зажимное приспособление, удаляется верх форм, а грат срезается по поверхности качения головки рельса и боковой грани при помощи гратоснимателя с комплектом специальных ножей. 4
- Шлифовка стыка. 4 Шлифовка стыка выполняется шлифовальной машиной в два приёма: по подошве контактного рельса сверху и с боков — сразу же после снятия грата, по поверхности скольжения токоприёмника вагона снизу и боковым граням головки рельса — после остывания стыка. 4
После завершения сварки осуществляют визуальный контроль качества поверхности сварного шва, проверяют геометрию рельса и производят неразрушающий контроль качества сварного шва ультразвуковым методом. 5