Процесс перехода от бумажных счетов-фактур к электронным происходит через операторов электронного документооборота (ЭДО). 1 Это компании, которые обеспечивают обмен информацией по защищённым телекоммуникационным каналам связи между сторонами сделки. 1
Чтобы начать электронный документооборот с использованием счетов-фактур, необходимо: 1
- Получить в удостоверяющем центре сертификат ключа усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) на лицо, которое будет участвовать в процессе подписания счетов-фактур. 1
- Заключить соглашение с доверенным оператором и получить у него необходимое программное обеспечение для обмена ЭДО. 1 Список аккредитованных операторов можно найти на официальном сайте ФНС. 1
- Подать заявление с выбранным оператором электронного документооборота в произвольной форме. 1 При заключении договора с оператором следует указать, согласна ли компания на передачу информации другому оператору. 1
Процесс обмена счетами-фактурами происходит при выполнении всеми участниками процесса своих функций: 1
- Продавец составляет счёт-фактуру, подписывает его УКЭП и передаёт контрагенту в XML-формате через оператора ЭДО. 12 Для завершения документооборота поставщик должен дождаться уведомления от покупателя о получении электронного документа. 12
- Оператор ЭДО координирует доставку файла, должен выполнить проверку на соответствие утверждённому ФНС формату и зарегистрировать даты отправки и получения. 12
- Покупатель подтверждает получение счёта-фактуры электронной подписью и формирует извещение о получении через оператора ЭДО. 12
Если покупатель не получил документ в электронном виде через 5 дней с момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то он должен сообщить об этом поставщику. 1 Продавец обязан выяснить и разрешить проблему передачи документа совместно с оператором ЭДО или направить контрагенту бумажный счёт-фактуру. 12