Процесс обнаружения дефектных рельсов включает несколько этапов: 2
- Дефектоскопия. 2 Процедура проводится с использованием специализированных устройств, чтобы обнаружить отклонения от установленных стандартов надёжности. 2 Рельсы проверяют несколько раз: на производственном заводе, в процессе эксплуатации и в ремонтной мастерской после демонтажа. 2
- Внешний осмотр. 24 Дефекты, изменяющие внешний вид рельсового полотна, можно выявить без специальных средств. 4
- Контроль линейных размеров. 15 Для этого используют измерительные приборы, например линейку, штангенциркуль с глубиномером. 15
- Ультразвуковая дефектоскопия. 13 Этот метод позволяет выявить микротрещины и внутренние дефекты на ранней стадии зарождения. 3
Процесс замены дефектных рельсов зависит от категории пути, типа и степени развития дефектов. 15
Некоторые случаи и порядок замены:
- Комплексные трещины. 2 Трещины развиваются постепенно, могут возникать одновременно в нескольких местах и приводить к полному разрушению конструкции. 2 Рельс подлежит замене. 2
- Выкрашивание металла на катальной поверхности. 2 Если длина выкрашивания наплавленного слоя превышает 25 мм, рельс считается дефектным и подлежит замене согласно установленному плану. 2
- Усадочные трещины. 2 Вертикальные отслоения формируются из-за некачественного соединения стенок в процессе прокатки. 2 Металлоконструкцию необходимо незамедлительно демонтировать, так как существует высокий риск её разрушения под воздействием проходящего транспорта. 2
- Расслоение в области шейки. 2 Чаще всего обнаруживается на концах рельса, начиная от мест с болтовыми отверстиями. 2 Рельс подлежит замене. 2
- Волнообразный износ. 2 Повреждение развивается под влиянием движения транспорта. 2 Требуется обработка головки рельсошлифовальным поездом, а если это невозможно, элементы заменяют в плановом порядке. 2
На срок до устранения дефекта или замены дефектных рельсов устанавливают ограничения скорости движения поездов с учётом конкретных условий состояния пути. 15