Передача крутящего момента в автомобильной коробке передач происходит благодаря взаимодействию шестерён. dzen.ru Когда коробка переключает передачу, одна шестерня замещает другую, меняя величину передаваемого крутящего момента. dzen.ru
В трехвальной коробке передач процесс передачи выглядит так: www.drive2.ru
- Первичный вал коротким концом через сцепление соединён с маховиком двигателя, то есть принимает с него крутящий момент. www.drive2.ru На втором конце расположена шестерня, передающая этот момент дальше, на промежуточный вал. www.drive2.ru
- Промежуточный вал находится ниже ведущего и представляет собой длинный стержень с шестернями на нём. www.drive2.ru Их количество совпадает с количеством передач, плюс одна для соединения с первичным валом. www.drive2.ru Шестерни на промежуточном валу закреплены жёстко и являются ведущими. www.drive2.ru Постоянно вращаясь, они передают крутящий момент на ведомые шестерни вторичного вала. www.drive2.ru
- Вторичный вал схож с промежуточным, но главное отличие в том, что шестерни на нём являются подвижным элементом: они не связаны с валом жёстко, а нанизаны на него и вращаются на подшипниках. www.drive2.ru Одним концом вторичный вал обращён к первичному, а второй служит для передачи крутящего момента на колёса — например, через кардан и редуктор заднего моста. www.drive2.ru
В вариаторе крутящий момент передаётся с ведущего вала на ведомый не через непосредственное зацепление вращающихся шкивов, а посредством соединяющего их ремня. auto.ru