Алгоритм аварийной посадки при отказе двигателя зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полёта, места посадки и других факторов. 1
Для вертолётов при отказе двигателя используется режим авторотации. 1 В этом режиме несущий винт вращается под воздействием набегающего снизу потока воздуха без сцепления с валом двигателя. 1 Алгоритм действий пилота: 1
- Сразу после отказа двигателя перейти в режим авторотации. 1
- Если скорость вращения винта резко снизилась, уменьшить общий шаг до минимального. 1 Это раскрутит винт, но уменьшит создаваемую им подъёмную силу. 1 Одновременно оценить высоту и скорость снижения судна и установить стабилизированный режим снижения с помощью органов управления. 1
- Если после отказа двигателя винт вращается с высокой скоростью, увеличить шаг, что повысит сопротивление несущего винта и уменьшит его обороты. 1
- За несколько метров до земли резко увеличить шаг и компенсировать увеличение угла тангажа вертолёта отдачей ручки управления «от себя». 1 Это практически остановит горизонтальное движение машины, но при этом резко снизятся обороты несущего винта. 1 Вертолет относительно плавно опустится на землю. 1
Для самолётов при отказе двигателя рекомендуется: 2
- Немедленно опустить нос самолёта, чтобы не допустить падение скорости ниже скорости сваливания. 2
- Выдерживать приборную скорость выше скорости сваливания. 2
- Если самолёт несёт бомбы или ПТБ, сбросить их по возможности над малонаселённым районом. 2
- Поставить рычаг топливного крана в положение «Zu» (закрыто). 2
- Выбрать место для посадки. 2 Если поблизости есть аэродром, связаться с его УВД и сообщить о посадке. 2
- Выполнять заход аккуратно и постараться осуществить посадку против ветра. 2
- Нагнуть голову и сбросить фонарь кабины, потянув ручку аварийного сброса. 2
Если обнаружить безопасное для посадки место не удаётся, лётчику рекомендуется покинуть самолёт с парашютом. 2