Статическая устойчивость продольного движения самолёта определяется расположением его центра тяжести относительно нейтральной точки. 1 Чем ближе к носку крыла сдвинут центр тяжести, тем более продольно устойчив самолёт. 4
Расстояние между центром тяжести и нейтральной точкой определяется как «статический запас». 1 Обычно он указывается в процентах от средней аэродинамической хорды. 1 Если центр тяжести находится впереди нейтральной точки, статический запас положителен, если позади — отрицателен. 1 Чем больше статический запас, тем устойчивее будет самолёт. 1
Также степень продольной статической устойчивости выражается отношением прироста коэффициента момента тангажа самолёта к приросту угла атаки или коэффициента подъёмной силы. 2 Если степень продольной статической устойчивости отрицательная, то самолёт статически устойчив по углу атаки. 2