В современных автомобилях используется жидкостная система охлаждения, в которой охлаждающая жидкость (антифриз) циркулирует по каналам внутри ГБЦ и блока двигателя, нагревается, а потом отдаёт тепло в атмосферу с помощью радиатора. 24
Принцип работы: 2
- После запуска мотора охлаждающая жидкость с помощью насоса начинает циркулировать по малому кругу: она проходит по рубашке двигателя и возвращается в насос через обходные патрубки. 25
- Одновременно жидкость проходит через радиатор отопителя, который передаёт часть тепла в салон автомобиля в холодное время года. 2 Летом этот канал можно закрыть с помощью крана отопителя (печки), которым управляет водитель из салона или электроника климат-контроля. 2
- При достижении температуры 80–90 °С клапан термостата открывается, и охлаждающая жидкость начинает движение по большому кругу. 2
- Поток направляется в большой радиатор, расположенный в передней части моторного отсека, где жидкость принудительно охлаждается встречным потоком воздуха. 2
- Если его недостаточно, то в работу вступает вентилятор системы охлаждения, дополнительно обдувающий радиатор. 2 Это может происходить, например, в сильную жару или при движении в пробках с малой скоростью. 2
В некоторых моделях предусмотрены два отдельных подконтура — для ГБЦ и блока двигателя. 2 Чтобы двигатель быстрее разогревался, они сначала работают отдельно друг от друга: один охлаждает блок, второй — прогревает головку. 2 При выходе на рабочую температуру контуры объединяются. 2