Возможно, имелись в виду изменения в технологиях спецэффектов в кинематографе до появления компьютерной графики. 1 Некоторые из них:
- Использование кукол. 1 В первые десятилетия прошлого века для съёмок в игровом кино начали применять различные куклы. 1 Например, для съёмок фэнтези «Кинг-Конг» 1933 года изготовили четыре подвижные модели гигантской гориллы разного размера. 1
- Применение оптических иллюзий. 1 Манипуляции с плёнкой позволяли добиваться визуальных эффектов, которые не получить даже самыми дорогими декорациями или вычурными костюмами. 1 Так, первый в мире спецэффект был реализован методом «стоп-кадр». 1
- Использование «дорисовки». 1 С 20-х годов на отснятую плёнку вручную наносили дополнительное изображение. 1 Пример — «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, где он лично раскрасил красный флаг над мятежным кораблём. 1
- Применение «силуэтной маски». 1 Приём, изобретённый оператором Фрэнком Вильямсом в 1918 году, использовался, например, в фильме «Восход Солнца» Фридриха Мурнау. 1
- Использование «рирпроекции». 1 Эффект создавался за счёт полупрозрачного экрана, на который проецировался заранее снятый фон. 1 А между экраном и камерой располагались актёры. 1
- Применение «хромакея». 1 Приём, впервые использованный в фэнтези 1940 года «Багдадский вор». 1 Суть его в съёмке актёров на синем фоне, который впоследствии заменяли на необходимое изображение. 1
В 1920-х и 1930-х годах техники спецэффектов были усовершенствованы и доработаны киноиндустрией. 3 Многие приёмы, такие как процесс Шюфтана, были модификациями иллюзий из театра и фотографии. 3