Возможно, имелись в виду изменения в технологиях спецэффектов в кинематографе до появления компьютерной графики. kino.mail.ru Некоторые из них:
- Использование кукол. kino.mail.ru В первые десятилетия прошлого века для съёмок в игровом кино начали применять различные куклы. kino.mail.ru Например, для съёмок фэнтези «Кинг-Конг» 1933 года изготовили четыре подвижные модели гигантской гориллы разного размера. kino.mail.ru
- Применение оптических иллюзий. kino.mail.ru Манипуляции с плёнкой позволяли добиваться визуальных эффектов, которые не получить даже самыми дорогими декорациями или вычурными костюмами. kino.mail.ru Так, первый в мире спецэффект был реализован методом «стоп-кадр». kino.mail.ru
- Использование «дорисовки». kino.mail.ru С 20-х годов на отснятую плёнку вручную наносили дополнительное изображение. kino.mail.ru Пример — «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, где он лично раскрасил красный флаг над мятежным кораблём. kino.mail.ru
- Применение «силуэтной маски». kino.mail.ru Приём, изобретённый оператором Фрэнком Вильямсом в 1918 году, использовался, например, в фильме «Восход Солнца» Фридриха Мурнау. kino.mail.ru
- Использование «рирпроекции». kino.mail.ru Эффект создавался за счёт полупрозрачного экрана, на который проецировался заранее снятый фон. kino.mail.ru А между экраном и камерой располагались актёры. kino.mail.ru
- Применение «хромакея». kino.mail.ru Приём, впервые использованный в фэнтези 1940 года «Багдадский вор». kino.mail.ru Суть его в съёмке актёров на синем фоне, который впоследствии заменяли на необходимое изображение. kino.mail.ru
В 1920-х и 1930-х годах техники спецэффектов были усовершенствованы и доработаны киноиндустрией. gallerix.ru Многие приёмы, такие как процесс Шюфтана, были модификациями иллюзий из театра и фотографии. gallerix.ru