Частота вращения в современных механизмах измеряется с помощью тахометра — измерительного прибора, который определяет количество оборотов в единицу времени различных вращающихся деталей (роторов, валов, дисков и др.). 2
Различают два основных способа измерения скорости вращения валов: 1
- Контактный. 1 Вал тахометра имеет непосредственный контакт с валом двигателя. 1 Используется в тех случаях, когда пользователю доступна торцевая сторона вала, обычно для валов с небольшими диаметрами. 1
- Бесконтактный. 1 Измерение производится дистанционно. 1
По принципу действия тахометры бывают:
- Механические центробежные. 1 На валу установлена скользящая муфта с шарнирными рычагами, несущими на себе расходящиеся при вращении вала грузы. 1 Положение муфты на валу тахометра соответствует частоте вращения вала и передаётся рычажной системой на стрелку указателя — отсчётного устройства, шкала которого отградуирована в об/мин. 1
- Магнитные. 1 Взаимодействуют магнитные поля, создаваемые постоянным магнитом и вращающимся ротором. 1 Частота вращения которого пропорциональна возникающим вихревым токам, стремящимся отклонить на определённый угол диск, установленный на валу ротора и удерживаемый пружиной. 1 Отклонения диска, жёстко связанного со стрелкой, регистрируются на шкале. 1
- Электрические. 1 Могут быть электромашинными или электронными. 1 В электромашинном тахометре эдс генератора постоянного или переменного тока пропорциональна угловой скорости, измерив которую можно определить частоту вращения вала; показания передаются дистанционно на шкалу измерительного прибора. 1 Принцип действия электронного тахометра основан на преобразовании импульсов тока, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, в ток, направляемый к магнитоэлектрическому указательному прибору. 1 Частота импульсов в первичной цепи пропорциональна частоте вращения вала двигателя. 1
Обычно тахометры градуируются в оборотах в минуту (об./мин; мин−1). 2