В эпоху немого кино для создания спецэффектов использовали, например, метод зеркально-перспективного совмещения. habr.com Оператор Эжен Шюфтан придумал его в 1924 году для фильма «Ревность», а в 1927 году применил в «Метрополисе». habr.com Методика основана на совмещении объектов съёмки разных масштабов при помощи полупрозрачного зеркала, установленного под углом 45° перед объективом киноаппарата. habr.com В поле зрения при этом попадали как актёры в натуральную величину, так и крошечные макеты зданий, увеличенные до громадных размеров. habr.com
Также в немом кино использовали стоп-кадр — технологию, которая позволяла менять время и место действия без монтажной склейки. moscowfilmschool.ru Ещё один метод — «блуждающая маска». moscowfilmschool.ru Американский оператор Фрэнк Уильямс предложил снимать объекты на белом или чёрном фоне, так как на негативе такой фон был прозрачным. moscowfilmschool.ru
С появлением звукового кино технологии создания спецэффектов начали стремительно развиваться. xage.ru Некоторые из них:
- Оптические звуковые дорожки. nacasting.ru В 1920-х годах разработали технологию, которая позволяла записывать звук на плёнку в виде изменений в видимом свете. nacasting.ru Это дало возможность создавать высококачественные звуковые дорожки и синхронизировать звук с изображением на экране. nacasting.ru
- Стереофонический звук. nacasting.ru В 1930-х годах началось развитие этой технологии, что добавило пространственность и глубину восприятию звукового сопровождения. nacasting.ru
- Синхронные системы записи. nacasting.ru Технологии, позволяющие синхронизировать звук с движением на экране, стали более надёжными и точными. nacasting.ru
- Освоение магнитной ленты. nacasting.ru Во время Второй мировой войны магнитные ленты стали широко доступны для записи и воспроизведения звука. nacasting.ru Это предоставило кинематографистам ещё больше гибкости и возможностей при создании звуковых дорожек. nacasting.ru
- Хромакей и матовые картины. xage.ru В 1950–1960-х годах эти технологии позволили создавать сложные сцены с использованием композитинга. xage.ru Это позволило снимать актёров на фоне нарисованных или сфотографированных декораций, создавая иллюзию присутствия в фантастических мирах. xage.ru