Для изменения вектора тяги двигателя с целью улучшения манёвренности летательного аппарата можно использовать следующие методы:
- Поворотные управляющие сопла. 2 Сверхзвуковая часть таких каналов может отклоняться от строительной оси основного канала, вызывая отклонение струи и, как следствие, реактивной силы. 2
- Заслонки на срезе. 2 Эти устройства способны не только вызвать создание бокового усилия, но и эффективно регулировать силу тяги по величине за счёт изменения площади среза. 2
- Газовые рули. 2 Управляющая сила создаётся за счёт разности давлений между наветренной и подветренной сторонами отклонённого газового руля. 2 Перед рулём всегда образуется система скачков уплотнения, вызывающая торможение потока. 2
- Устройства струйного вдува. 2 Вдув может происходить как в сверхзвуковой части для изменения площади и формы критического сечения сопла, так и в сверхзвуковой части для изменения распределения давления по внутренним стенкам канала. 2
- Сопловые интерцепторы. 25 Это механизмы, предназначенные для управления вектором тяги. 2 Они представляют собой заслонку или систему из заслонок определённой формы, выдвигающихся в сопловой канал на определённую длину со стенок и вызывающих отрыв потока. 2
Выбор метода зависит от конкретных условий и требований к летательному аппарату.