Процесс изготовления железнодорожных рельсов из стали включает несколько этапов: 1
- Выплавление стали. 1 На современных фабриках используют технологию кислородного дутья, чтобы достичь равномерного химического состава сырья и низкого содержания в нём водорода и окислов. 1
- Разлив стали. 1 Готовую сталь разливают по формам-изложницам и ждут, пока сырьё застынет и превратится в твёрдые слитки. 1
- Подогрев слитков. 1 Застывшие слитки перемещают в нагревательные колодцы и подогревают их. 1
- Придание формы. 1 Подогретые слитки отправляют на обжимной станок (блюмер), где им придают форму с прямоугольным сечением. 1 Обжатые слитки называют блюмсом. 1
- Прокатка. 14 Блюмсы направляют на прокатный станок, где их переваливают из одного ручья в другой. 1 Здесь происходит вытягивание заготовки и придание ей заданной формы. 1
- Резка рельсов. 1 Полученная полоса разрезается на рельсы требуемой длины. 1
- Выпрямление и охлаждение. 1 Рельсы выпрямляют в местах обнаружения неровностей, а после проката охлаждают, используя замедленный процесс понижения температуры. 1
- Термическое упрочнение. 1 Для увеличения прочностных характеристик рельс выполняют термическое упрочнение. 1
В состав рельсовой стали входят углерод и примеси, улучшающие характеристики рельс. 1 Например, марганец повышает вязкость металла и его устойчивость к механическому воздействию, а кремний, ванадий, титан и цирконий увеличивают срок эксплуатации деталей железнодорожного пути и повышают их твёрдость. 1