Алюминотермия используется для сварки рельсов в процессе алюминотермитной сварки. 1 При этом методе происходят химические реакции восстановления железа из оксидов, которые сопровождаются выделением тепла и получением расплавленного металла требуемого химического состава. 1
Процесс сварки заключается в следующем: 4
- На концы рельсов устанавливается литейная форма, а над стыком двух рельсов — тигель, в который засыпается специальный порошок — термит, представляющий собой механическую смесь окислов железа и алюминиевого порошка. 4
- Затем термит поджигается, и при его горении происходит обменная реакция кислорода с выделением значительного количества тепла. 4
- Расплавленный металл заливается из тигля в литейную форму и заполняет оставленный между торцами рельсов зазор, начиная с подошвы рельсов, куда попадает через специальный литник. 4
- Постепенно заполняя зазор и свободное пространство между рельсами и стенками формы, металл вызывает расплавление соприкасающихся с ним торцевых поверхностей стенок рельсов, а застывая, образует с рельсами одно целое — сварное соединение. 4
Преимущества алюминотермитной сварки рельсов:
- высокая скорость выполнения работ (процесс сварки одного стыка занимает один час); 2
- высокая мобильность сварочных бригад; 2
- отсутствие необходимости использования железнодорожных путей до выполнения работ; 2
- при выполнении работ на участках, открытых для движения поездов, производство работ возможно в технологические «окна» малой продолжительности; 2
- прочность металла сваренных стыков выше прочности рельсов. 2