В трудовой сфере искусственный интеллект (ИИ) приводит к следующим изменениям:
- Автоматизация рутинных задач позволяет сотрудникам сосредоточиться на более важных задачах, что повышает общую производительность и экономит время. 3
- Появление новых рабочих мест. 15 Возникает потребность в специалистах, которые умеют управлять и адаптировать ИИ под нужды бизнеса. 2 Например, востребованы аналитики данных, инженеры машинного обучения, разработчики и интеграторы ИИ-систем. 2
- Сокращение некоторых профессий, связанных с однообразной деятельностью, легко описываемой алгоритмами. 5 Под угрозой исчезновения находятся, например, профессии, связанные с выполнением рутинных операций: набор текста, обработка больших объёмов данных, распознавание образов и речи. 4
- Рост безработицы в краткосрочной перспективе — особенно для тех, чья работа легко автоматизируется и кто не успевает вовремя переориентироваться. 5
- Увеличение неравенства. 5 Те, кто владеет технологиями (или обладают высокими цифровыми навыками), получают конкурентное преимущество. 5 Их доходы и статус растут, тогда как люди без образования или навыков работы с ИИ рискуют оказаться в более уязвимом положении. 5
В личной жизни ИИ может влиять, например, так:
- Контроль за показателями производительности. 2 Некоторые компании используют ИИ для отслеживания показателей производительности, анализа рабочего времени и даже поведения сотрудников. 2 Это может восприниматься как вторжение в личное пространство, а это негативно сказывается на рабочей атмосфере. 2
- Персонализированные программы обучения на основе ИИ могут адаптироваться к индивидуальным потребностям и стилю обучения каждого сотрудника, повышая эффективность и результативность образовательных программ. 3
- Помощь в управлении рисками, связанными с безопасностью труда и благополучием сотрудников. 3 ИИ анализирует данные и выявляет потенциальные угрозы и проблемы до их возникновения. 3