Если нет попутного ветра, корабли могут ходить против него, используя лавировку. 25 Это зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра. 5
Лавировка возможна при использовании косых парусов. 5 Если установить косой парус под небольшим углом к ветру, то на его выгнутой поверхности создаётся подъёмная сила. 5 Эта сила будет тянуть корабль перпендикулярно площади паруса, но корабль туда двигаться не может, а в направлении от кормы к носу сопротивление воды будет намного меньше, и именно туда и двинется судно. 5
Если ветер дует с носовых румбов, то судно меняет галсы так, чтобы подставить то одну, то другую сторону парусов для движения, одновременно подрабатывая рулём, чтобы удержаться на курсе всё равно против ветра. 3
В редких случаях, если нет и ветра, используются вёсла. 1