В первые годы становления авиации пилоты измеряли высоту полёта преимущественно на глаз, особенно рискуя ночью и в непогоду. 1
Первым видом высотомеров был барометрический, основанный на явлении падения атмосферного давления с набором высоты. 1 «Наземный» вариант барометра-анероида был изобретён в 1844 году французом Люсьеном Види, и авиаконструкторам оставалось только приспособить прибор для применения в авиации. 1 Первые барометрические высотомеры давали погрешность в несколько десятков метров. 1
Добиться нужной точности в измерении высоты полёта удалось американскому изобретателю немецкого происхождения Полу Коллсману. 1 Он объединил в одном устройстве анероид и детали точнейшего швейцарского хронометра. 1 В 1929 году с помощью высотомера Коллсмана был совершён первый в мире «слепой» полёт по приборам. 1
Для повышения безопасности полёта барометрический высотомер практически всегда дополняется радиотехническим, или радиовысотомером. 1 Он работает по принципу радиолокации и поэтому не зависит от состояния атмосферы, при этом являясь более точным. 1 Чтобы определить высоту полёта, радиовысотомер измеряет время прохождения радиосигнала от антенны на воздушном судне до поверхности и в обратную сторону. 1
В современной авиации также используется технология лазерных измерений, которая позволяет проводить измерения быстро и с большой точностью. 3 Она часто применяется в сочетании с GPS-системами, обеспечивая ещё большую точность при измерении расстояний между двумя точками. 3