С момента появления первых автозаправочных станций (АЗС) технология заправок транспортных средств эволюционировала следующим образом:
- Первые АЗС представляли собой одну или две цистерны на подпорках, из которых бензин шёл самотеком по шлангам и поступал напрямую в баки автомобилей. 3 Насосы были механическими, оператор качал топливо вручную. 4
- В 1920-х годах появился подвижный тип автозаправочных колонок. 1 Топливо доставляли непосредственно к автомобилю, и автомобилисту не было нужды ехать на АЗС. 1
- В конце 1920-х годов получил широкое применение новый тип бензораздаточной колонки: бензин поступал наверх в стеклянный резервуар, чтобы покупатель мог увидеть качество бензина, а затем по шлангу заливался в бак автомобиля. 1
- В 1930-е годы появился новый тип автозаправочных колонок — двойные колонки, на которых устанавливалось два насоса для одновременной подачи топлива двум потребителям. 1 Также появилось островное расположение колонок: две колонки объединялись и находились на возвышении из бетона, которое сооружалось в целях безопасности. 1
- В 1940–1950-е годы начали появляться полноценные заправочные станции, в которых, помимо топлива, можно было приобрести сопутствующие товары и запчасти, подкачать шины, купить продукты питания, напитки, также появились кафе и туалеты. 3
- В 1960–1980-е годы в СССР были как общедоступные АЗС, так и обслуживающие только государственный автотранспорт, появились и передвижные АЗС. 2
- В 1990-х годах начали появляться частные автозаправки, сначала контейнерные, примитивные, а затем всё более совершенные, построенные на основании проектной документации, прошедшие экологическую и техническую экспертизы. 2
- Современная АЗС — это просторное, чистое пространство, продуманное для эстетического восприятия и комфорта клиентов. 2 Здесь есть зелёные зоны, магазинчики, небольшие кафе, банкоматы, терминалы, точки для быстрого техосмотра. 2