Технология путеизмерительных вагонов эволюционировала следующим образом:
- В начале развития железнодорожной сети для контроля применяли простейшие инструменты: линейки, аршины, ватерпасы, а порой и измеряли на глаз. 1
- В 1916 году на российских железных дорогах появился первый путеизмерительный вагон инженера Долгова. 1 Он позволял отслеживать состояние рельсов на скорости, быстро проходя достаточно протяжённые участки пути. 1
- В середине 30-х годов прошлого века начальник путеизмерительного вагона Ляшенко усовершенствовал конструкцию Долгова, увеличив количество измеряемых параметров. 1 Новый вагон, в отличие от предшественника, умел измерять стрелы изгиба рельсов в горизонтальной плоскости. 1
- В начале 60-х появились вагоны с новой системой измерения на основе гироскопической платформы, которые могли развивать до 80 км/ч, а ещё позже путеизмерительные вагоны стали достигать 120 км/ч. 1
- В середине 1990-х годов на путеизмерители ЦНИИ-2 установили бортовую автоматизированную систему БАС, позволявшую вести компьютерную расшифровку результатов измерения параметров рельсовой колеи. 24
- В 2000 году создали более совершенную модель — КВЛ-П2, в которой наряду с основными параметрами предусмотрено измерение ряда дополнительных, в частности, продольного профиля, волнообразного износа, зазора в стыках, температуры рельсов и других. 3
Сегодня работа путеизмерителей во многом автоматизирована: запись дефектов уже не ведётся на бумажную ленту, а фиксируется и тут же расшифровывается с помощью компьютеров. 1 Такие вагоны постепенно уходят с магистралей, вытесняемые диагностическими комплексами — машинами с гораздо более широкими возможностями. 1