Эксцентриковый механизм в паровозах используется для перемещения золотников и изменения этих перемещений как по величине, так и по направлению. 4
Например, в механизме Стефенсона вертикально расположенная кулиса (рычаг с прорезью) шарнирно соединена обоими концами с толкателями эксцентриков. 1 В прорези кулисы двигается кулисный камень с шарниром, присоединённый к штоку золотника. 1 Для реверса машины кулиса с толкателями поднимается или опускается машинистом при помощи рычага реверсора, тяги и двуплечего рычага с прямым углом между плечами. 1 Так можно не только упростить реверсирование, но и, сдвигая кулису неполностью, уменьшать ход золотника и тем самым регулировать отсечку и экономить пар. 1
В механизме Вальсхарта золотник получает составное движение через кулисный механизм от двух эксцентриков. 5 Первый эксцентрик контркривошипа сообщает золотнику основное перемещение и служит для регулирования величины наполнения цилиндров паром и получения переднего и заднего хода. 5 Второй эксцентрик (главный кривошип) через ведущее дышло, ползун и часть кулисного механизма сообщает золотнику движение от середины его хода в обе стороны на постоянную величину, равную перекрыше впуска плюс линейное предварение (опережение) впуска пара. 5
Также в механизме Аллана два эксцентрика и две эксцентриковые тяги соединены с концами прямолинейной кулисы. 4 При изменении отсечки вращением переводного вала поворачиваются оба конца двуплечего рычага, вследствие чего передвигаются и кулиса, и камень, но в разные стороны (при опускании кулисы камень поднимается, и наоборот). 4 Ход паровоза вперёд или назад зависит от положения камня — будет ли он в верхней или в нижней половине кулисы. 4