Балансировочный вал компенсирует вибрации в двигателе внутреннего сгорания следующим образом:
Два вала с одинаковыми эксцентриковыми грузами вращаются в противоположных направлениях с удвоенной частотой вращения двигателя. 2 Из-за формы балансирного вала или наличия противовесов его масса смещена в сторону от продольной оси, поэтому при вращении вала также возникает сила инерции. 3
Если эта сила равна по величине и противоположна по направлению силам, которые требуется уравновесить, достигается эффект компенсации инерции от движущихся деталей кривошипно-шатунного механизма. 3
Таким образом, балансировочный вал вращается в противоположную от коленвала сторону, скорость его движения вдвое превышает частоту вращения последнего. 1 Это обеспечивает снижение вибраций, так как силы инерции благодаря противоположной направленности компенсируют силы балансировочных валов коленвала. 1