«Тёмные паттерны» в приложениях — это приёмы, которые используются при проектировании пользовательских интерфейсов, чтобы склонить пользователя к действиям, которые он считает нежелательными. 5
Например, подталкивают или обманным путём вынуждают приобретать дополнительные продукты, подписываться на новости или проводить больше времени в приложении. 2
Некоторые виды тёмных паттернов:
- Изменение пространства решений. 1 Визуальные акценты и сообщения искажают картину для пользователя и меняют то, как он воспринимает информацию. 1
- Асимметрия. 1 Чаще всего встречается в интерфейсах согласия, где пользователю нужно подтвердить или отменить действие. 1 В таких случаях дизайн номинально даёт варианты выбора, но подталкивает пользователя к той операции, которая выгодна бизнесу, а не ему. 1
- Сокрытие информации. 1 Информацию в интерфейсах можно скрывать, делать незаметной или представлять её в усложнённом, запутанном виде. 1 Благодаря этому пользователь не видит все необходимые данные и не учитывает их, принимая решение. 1
Термин «тёмный паттерн» придумал дизайнер Гарри Бригнулл. 2