Продольные и поперечные стапели отличаются направлением спуска судна. 13
Продольный стапель обеспечивает спуск судна в направлении его диаметральной плоскости. 14 Основная плоскость строящегося судна параллельна плоскости стапеля, которая имеет постоянный уклон в сторону акватории верфи от 1:12 до 1:24 (обычно 1:21–7–1:24). 14
Поперечный стапель обеспечивает спуск судна в направлении, перпендикулярном к диаметральной плоскости (боковой спуск). 13 Судно строится в горизонтальном положении, что достигается разновысотностью опорного устройства по разным бортам. 13 Уклон поперечного наклонного стапеля — от 1:5 до 1:12. 13
Кроме того, у продольных стапелей спусковые дорожки имеют надводные и подводные части, а у поперечных — только наклонные спусковые полозья, находящиеся в одной плоскости и параллельные друг другу. 13