Основное отличие механических рулевых колонок от электрических (с электроусилителем) в том, что в первых усилие передаётся через крестовину, а в вторых — с помощью электромотора. 12
Механическая рулевая колонка устроена проще: водитель поворачивает руль, соединённый с верхним валом, усилие от детали через крестовину передаётся на травмобезопасный узел, который в свою очередь поворачивает вторую крестовину и передаёт усилие на распределитель рейки. 2 Такая система требует от водителя приложения несколько больших усилий. 1 Кроме того, механическая рулевая колонка не меняет своё положение на нейтральное, когда водитель отпускает руль автомобиля. 1
Рулевая колонка с электроусилителем работает иначе: когда водитель поворачивает руль, датчик поворота руля измеряет угол, направление и угловую скорость поворота верхнего вала. 2 Полученные данные датчик передаёт на электронную плату усилителя, которая запускает электромотор. 2 «Червяк» электроусилителя прокручивает червячное колесо рулевого вала и увеличивает усилие. 2 Когда водитель отпускает руль, электроусилитель возвращает руль в нейтральное положение. 2