Верхнее и нижнее расположение распределительного вала в двигателе отличаются местом установки и некоторыми характеристиками.
Нижнее расположение предполагает, что распределительный вал смонтирован в блоке цилиндров и находится сбоку и немного выше коленчатого вала или над ним. 2 Такая конструкция обеспечивает меньшую высоту двигателя за счёт компактности ГБЦ, упрощает конструкцию и доступ к узлу для ремонта. 1 Из минусов — низкий коэффициент наполнения, ограниченная степень сжатия (не более 7,5 к 1) и ухудшение параметров силового агрегата. 1 Нижнее расположение распредвала невозможно для дизельных моторов из-за уменьшения камеры сгорания и невозможности установить клапаны с торцевой части цилиндра. 1
Верхнее расположение — классический вариант, характерный для большей части двигателя. 1 Распределительный вал находится в головке блока цилиндров и непосредственно воздействует на клапаны. 2 Среди плюсов такого расположения — небольшие размеры камеры сгорания, снижение потерь и риска детонации, повышение КПД, увеличение степени сжатия и уменьшение расхода топлива. 1 Из минусов — более сложный механизм и большая высота двигателя. 1
Таким образом, верхнее расположение предпочтительнее с точки зрения повышения мощности и оборотов двигателя, а нижнее — для упрощения конструкции и уменьшения высоты двигателя, но с некоторыми ограничениями по параметрам работы силового агрегата.