Системы охлаждения двигателей разных автомобилей могут отличаться, например, по типу охлаждения и способу циркуляции жидкости. 24
По типу охлаждения системы бывают: 4
- Воздушные. 45 Для охлаждения двигателя используется воздушный поток, обдувающий ребристые головки цилиндров. 4 Такие системы простые и надёжные, но имеют низкую эффективность и не подходят для мощных двигателей. 4 Воздушное охлаждение используют в моторах малой кубатуры, в том числе мотоциклетных, а также устанавливаемых на малолитражных автомобилях. 4
- Жидкостные. 45 В качестве теплоносителя используется вода, которая отбирает тепло у двигателя и охлаждается в расширительном бачке. 4 Такие системы сложнее воздушных, но более эффективны. 5 В современных автомобилях используется именно жидкостная схема охлаждения. 5
- Гибридные. 4 Сочетают оба принципа: двигатель охлаждается жидкостью, а нагретая вода охлаждается в теплообменнике (радиаторе) с помощью потока воздуха. 4
По способу циркуляции жидкости системы охлаждения бывают: 2
- Принудительные. 2 Циркуляция обеспечивается насосом, расположенным на двигателе. 2
- Термосифонные. 2 Циркуляция жидкости происходит за счёт разницы плотности жидкости, нагретой деталями двигателя и охлаждённой в радиаторе. 2
- Комбинированные. 2 Наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров — по термосифонному принципу. 2
Ещё одно возможное различие систем охлаждения разных автомобилей — местоположение термостата. 1 Он может устанавливаться как до, так и после радиатора (исходя из направления циркуляции антифриза). 1
Кроме того, некоторые двигатели с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом имеют двухконтурную систему охлаждения. 2 Один контур предназначен для охлаждения головки блока цилиндров, другой — блока цилиндров. 2