Работа пилота воздушного шара и дирижабля отличается, в частности, возможностями управления и маневрирования летательными аппаратами. 14
Воздушный шар летит исключительно по направлению ветра и может маневрировать только по высоте. 14 Чтобы снизить шар, пилот дёргает за специальный шнур, соединённый с клапаном в оболочке. 3 С помощью горелки, установленной под отверстием в нижней части шара, можно регулировать температуру, а значит, его плотность и архимедову силу. 5
Дирижабль способен двигаться относительно окружающих воздушных масс в направлении, выбранном пилотом. 14 Для этого летательный аппарат оснащён одним или несколькими двигателями, стабилизаторами и рулями, а также имеет аэродинамическую («сигарообразную») форму. 1 Пилот осуществляет маневрирование по высоте и управление подъёмной силой, меняя тангаж (угол наклона горизонтальной оси) дирижабля. 1
Таким образом, воздушный шар не имеет возможности самостоятельного горизонтального движения, в то время как дирижабль может перемещаться в выбранном направлении, что позволяет осуществлять целенаправленные перелёты из одного заданного пункта в другой. 2