Согласно модели развития команды, предложенной Брюсом Такменом и дополненной Мэри-Энн Дженсен, команда проходит пять этапов: 5
- Формирование (Forming). 15 Устанавливаются первоначальные контакты между членами группы, каждый участник выясняет, какие ценности приняты в окружении, какие установки и настроения доминируют. 1
- Бурление (Storming). 15 Участники пытаются самоутвердиться в своих ролях, расширить границы собственной значимости, определить отношения взаимозависимости и внутригрупповой иерархии. 1
- Нормирование (Norming). 1 Основное внимание уделяется организации процесса производства продукта, освоению технологий. 1 На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности. 1
- Функционирование (Performing). 1 Группа уже создала эффективную рабочую структуру, и её главной заботой становится фактическое выполнение целей и задач. 1
- Роспуск/переформирование (Adjourning). 15 Заключительный этап развития группы, который грозит расформированием как из-за невозможности достижения групповых целей, так и из-за ухода её членов. 1
Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной. 1