Для оценки потенциала начинающих шахматистов используются разные методы, например:
- Конкурс «Угадай ход». 1 Учащимся предлагают партию на определённую тему и дают время, чтобы угадать, какой ход сделал шахматист, игравший за ту сторону, которая выиграла. 1 Анализ результатов такого урока-конкурса позволяет выяснить, как ученики ориентируются в позициях определённого типа, знают ли стандартные планы и приёмы игры. 1
- Творческие задания на моделирование позиций. 1 Ученики самостоятельно придумывают шахматные позиции и, таким образом, лучше запоминают учебный материал, чем при решении аналогичных задач, которые давались им в готовом виде. 1
- Использование обучающих компьютерных шахматных программ. 3 В них есть сотни заданий различной сложности. 3 Программа выступает в роли тренера и спарринг-партнёра: показывает опровержения ошибочных ходов, даёт подсказки, предлагает найти решения в побочных вариантах и так далее. 3
- «Шахматное дерево». 3 Инструмент содержит все встречавшиеся в базе партий позиции и ходы, ведущие в них и из них. 3 К каждому ходу даётся обширная статистика: сколько раз он встречался, процент набранных очков белыми и чёрными, экспертная компьютерная оценка и другие данные. 3