Чтобы определить профессионализм тренера по его манере общения, можно обратить внимание на следующие аспекты:
- Культура речи. 2 Грамотное построение фраз позволяет тренеру правильно выражать мысли, что облегчает спортсменам восприятие и понимание преподносимого материала и команд. 2
- Простота и ясность изложения. 2 Тренер должен уметь изложить материал в доступной для понимания спортсменами форме, рассказать просто о сложном, опираясь на образность примеров. 2
- Выразительность. 2 Достигается подбором нужных слов и выражений, а также активным использованием основных компонентов выразительности речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. 2
- Способность к педагогической импровизации. 2 Тренер должен уметь оперативно и правильно оценивать ситуацию и поступки спортсменов, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе опыта, знаний, эрудиции и интуиции. 2
- Стиль общения. 2 Наиболее плодотворно общение на основе увлечения совместной деятельностью. 2 Продуктивным является и стиль общения на основе дружеского расположения, но при этом дружественность не должна опускаться до панибратских отношений с воспитанниками. 2
Также профессиональный тренер умеет настраиваться на группу и, если необходимо, отойти от плана. 3 Он ведёт группу к результату, а не следует строго плану. 3