Работа с гитовыми снастями на различных типах парусов отличается особенностями использования нок-гордени и бык-гордени: m.ok.ru
- Нок-гордени служат для подтягивания боковых шкаторин прямых парусов. parus-modelism.ru На старинных парусниках это трос, привязанный к каждому из шкотовых углов паруса. m.ok.ru Снасть проводится со стороны паруса, обращённой к корме, и проходит через два блока, один из которых прикреплён к шкотовому углу, а другой — на рее. m.ok.ru На парусниках ХХ века нок-гордень идёт от шкотового угла паруса и поднимается к ноку рея, где к рым-болту привязан блок. m.ok.ru Трос проходит через этот блок, затем блок, привязанный к центру рея, и спускается к пяртнерсу мачты. m.ok.ru Такая система позволяет поднимать шкотовые углы паруса к центру рея и удерживает нижнюю шкаторину паруса в почти полностью натянутом состоянии. m.ok.ru
- Бык-гордени — два или три простых троса, прикреплённых к нижней шкаторине. m.ok.ru Они проводятся со стороны носа, проходят через блоки, привязанные к переднему краю марса, после чего спускаются к пяртнерсу мачты. m.ok.ru С помощью бык-горденей нижнюю шкаторину паруса поднимают к рею. m.ok.ru
Также есть особенности работы с гитовыми снастями на разных типах парусов, например, при уборке брамселей и бизани: для первых коренные концы гитовых снастей берутся за кренгельсы шкотовых углов, проводятся в блоки у середины рея и опускаются вниз, где и тянутся у бортов. parus-modelism.ru Для вторых гитовы выбираются с подветренной стороны с таким расчётом, чтобы фаловый угол пришёл до места раньше, нежели шкотовый угол, после чего весь парус подтягивается гитовыми к мачте. flot.com