Возможно, имелись в виду технологии изготовления и ремонта древнерусских лодок-однодревок. kvastravel.livejournal.com m.ok.ru
Для создания использовали в основном твёрдые лиственные породы древесины: дуб, реже осину, иву. ratobor.com Процесс включал следующие этапы: cr-journal.ru
- Выбор дерева. cr-journal.ru Выбирали ствол с чистой корой и минимальным количеством сучков, толщиной примерно в обхват взрослого человека. cr-journal.ru
- Выпиливание кряжа. cr-journal.ru Это кусок бревна по длине будущего судна. cr-journal.ru Для днища использовали выпуклую сторону дерева. cr-journal.ru
- Обтёсывание боков заготовки. cr-journal.ru Верх делали ровным, а днище старались сделать несколько яйцеобразным. cr-journal.ru
- Формирование очертаний кормы и носа. cr-journal.ru Для этого использовали топор и пилу-ножовку. cr-journal.ru
- Определение осевой линии. cr-journal.ru С помощью шнура, намазанного углём, от центра кормы до центра носа «отбивали» прямую линию, которая служила основной осью будущего судна. cr-journal.ru
- Внутренняя обработка. cr-journal.ru При помощи тесла из ствола выбирали сердцевину, и заготовка приобретала вид грубой колоды. cr-journal.ru
- Установка сторожек. cr-journal.ru Их нарезали из веток крушины, толщиной примерно 5 мм и длиной 20 мм. cr-journal.ru
- Разведение бортов при помощи нагревания. cr-journal.ru Для этого ботник несколько дней замачивали в воде, затем разводили большой костёр по длине судна и ставили его на козлы. cr-journal.ru
- Сушка. cr-journal.ru Сушили в тени, без попадания солнечных лучей, примерно месяц. cr-journal.ru
- Установка постоянных шпангоутов. cr-journal.ru По окончании сушки временные распорки удаляли и устанавливали уже постоянные шпангоуты, а также лавочки-банки. cr-journal.ru
- Осмолка. cr-journal.ru Для этого выбирали жаркий солнечный день, смолу нагревали до кипения в металлической ёмкости и тряпкой, намотанной на палку, наносили на ботник два слоя смолы. cr-journal.ru
Для ремонта использовали накладывание верёвочных швов. kvastravel.livejournal.com ratobor.com Для этого высверливали парные отверстия на длине 10–12 см, через них продевали просмоленную верёвку, а стежку в наружной части утапливали в специальных желобках. kvastravel.livejournal.com ratobor.com В отверстия загоняли деревянные клинья. kvastravel.livejournal.com К месту шва притягивали деревянную планку, под которую клали слой просмоленной ткани. kvastravel.livejournal.com