Для организации массовых экскурсий на природные территории применяют разные методы, среди них:
- Разработка маршрута. 3 Важно правильно выбрать путь, чтобы он не был утомительным и не отвлекал от намеченной цели. 5 В маршруте указывают направление и расстояние переходов, места остановок, содержание наблюдений и практических работ. 3
- Использование наглядных пособий. 5 Их применяют, когда объекты или природные явления нельзя показать в натуре. 5 Наглядные пособия могут быть натуральными (гербарии, коллекции семян, минералов), изобразительными (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц и т. д.) или звуковыми (записи голосов зверей, пения птиц). 5
- Применение вопросов-заданий. 5 Они заставляют экскурсантов рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. 5
- Использование художественных образов. 2 Чтобы подчеркнуть своеобразие и красоту природы, применяют художественные образы из литературы и живописи. 2
- Применение сезонного, биологического и систематического принципов. 2 По сезонному принципу материал группируют по временам года, по биологическому — по узким темам, по систематическому — по группам, независимо от места обитания. 2
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели и сезона. 5