Создание и функционирование туристических кластеров в разных странах имеет свои особенности.
В зарубежных странах успех в развитии кластеров зависит от наличия различных достопримечательностей на территории, благодаря которым формируется основной туристский поток. 1 Крупная компания чаще всего является ядром кластера, её роль заключается в привлечении в кластер предприятий, благодаря которым турист будет чувствовать себя комфортно. 1 К ним относятся предприятия размещения и питания, турагентства, транспортные, а также предприятия, организующие досуг и развлечения и другие. 1
В России основная цель создания туристского кластера — повышение конкурентоспособности региона в туристическом сегменте. 3 Предприятия, входящие в кластер при помощи государственной поддержки, могут успешнее, чем конкуренты, развивать новые направления туризма и внедрять инновации в сфере отдыха, развлечений и спорта. 3
Разработка туристического кластера — это сложный и многоэтапный процесс: 5