Сепарация ребёнка от матери, определение границ и различение образов матери и самого себя в мыслях и чувствах происходит в разные возрастные периоды: 13
- С рождения до 2 лет. 3 Ребёнок учится стоять, ходить и держать ложку, говорить и просить о чём-то жестами или голосом. 3 Это первые, пусть и не совсем осознанные, признаки самостоятельности. 3
- С 3 до 7 лет. 3 Наступает кризис трёх лет, когда ребёнок осознаёт, что его желания не всегда совпадают с желаниями других людей, в том числе родителей. 3 Он учится говорить: «Я не хочу есть суп» или «Я хочу гулять без шапки», очерчивая свои личные границы. 3
- С 7 до 11 лет. 3 Когда ребёнок идёт в школу, сепарационные процессы либо ускоряются, либо, наоборот, сильно замедляются. 3
- С 12 до 18 лет. 3 В этот период наступает очередной кризис — теперь подростковый. 3 Авторитет взрослых стремительно падает, и ребёнок хочет принимать больше самостоятельных решений. 3
- От 18 лет и позже. 3 В этом возрасте дети часто переезжают в другой город ради учёбы и (или) начинают зарабатывать на жизнь. 3 Насколько автономным становится ребёнок, зависит от конкретной семьи и обстоятельств. 3
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и процесс сепарации может проходить по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей, отношений в семье и социального окружения. 4