Осознавание своей значимости может происходить в разных возрастах, это индивидуально для каждого человека. 1
В раннем возрасте зачатки самосознания появляются примерно в 2 года, когда ребёнок начинает себя узнавать в зеркале. 3 К трём годам появляется местоимение «Я» и первичная самооценка. 3
В дошкольном возрасте самосознание начинает формироваться благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. 3 Ребёнок приобретает умение оценивать действия других людей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. 3
В младшем школьном возрасте самооценка становится более адекватной и дифференцированной. 3 Ребёнок различает свои физические и моральные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими. 3
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». 3 Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. 3
В юношеском возрасте потребность в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности. 2
Важно помнить, что представление о себе не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. 3