Некоторые возрастные особенности восприятия эмоциональной экспрессии у детей:
- К старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми экспрессии повышается, различия в понимании разных эмоций становятся менее значимыми. 1
- К старшему возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека. 1
- С возрастом увеличивается активный и пассивный словарь обозначений экспрессии. 1 Например, дети 5–6 лет усваивают точные обозначения состояний прилагательными (радостный, печальный, удивленный и др.), а многие четырёхлетние дети используют глаголы (злится, сердится, грустит и др.). 3
- К 6 годам состояние человека становится своеобразным объектом познания, а экспрессия выполняет роль значимых сигналов. 1
- В возрасте 6–7 лет у ребёнка возникают первые попытки учитывать при анализе состояния сразу два источника информации: ситуации и выражения лица. 5
- Примерно после 7 лет происходит полное совмещение двух источников информации: ситуации и выражения лица. 5
Также существует зависимость восприятия экспрессии от характера эмоции, которую воспринимают дети. 1 Например, опознание страха и удивления осуществляется преимущественно по довербальному типу восприятия, а радости и грусти — по диффузно-аморфному у четырёхлетних детей и по аналитико-синтетическому — у старших. 1