Некоторые возрастные особенности восприятия и оценки окружающего мира в разные периоды детства:
С рождения и до 3 лет. 2 В этот период важны врождённые рефлексы. 2 Ребёнок появляется на свет с определёнными задатками восприятия и поведения. 2 В первые 6 месяцев можно использовать рефлекторные способности: сфокусировать внимание на отдельных предметах, приучать к тактильным ощущениям, восприятию цветового спектра и звуковых эффектов. 2
3–4 года. 15 Для детей этого возраста свойства предметов ещё неотделимы от самих предметов. 5 Рассматривая изображения предметов, дети фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от неё «домысливают» весь предмет. 5
5–6 лет. 2 К восприятию подключается мышление, память, воображение. 2 Рамки восприятия становятся шире, но при этом ослабевает внимание, ребёнок часто отвлекается и не может сосредоточиться на чём-то одном. 2 Особенно трудно ему справиться с восприятием времени, он не чувствует его течения и не в силах оценить длительность какого-либо процесса. 2
Школьный возраст (от 6 до 12 лет). 3 Дети начинают обучаться в школе и получают более структурированную информацию. 3 Они уже могут различать «правильно» и «неправильно», что влияет на их восприятие информации. 3 В этом возрасте дети теряют интерес к некоторым вещам, которые ранее им казались интересными. 3
Подростковый возраст (от 13 до 17 лет). 3 Подростки начинают проявлять более критическое отношение к информации. 3 Они начинают задавать вопросы и опровергать утверждения, которые раньше они принимали как истину в последней инстанции. 3
Взрослый возраст (от 18 лет и старше). 3 Взрослые уже имеют жизненный опыт, который влияет на их восприятие информации. 3 Они могут анализировать информацию, сравнивать её с прошлым опытом и принимать более взвешенные решения. 3