Психологические барьеры в деловом общении — это препятствия на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. 4 Некоторые из них:
- Барьер субъективной интерпретации. 2 Сообщение «пропускается» через призму личного опыта, мировоззрения, симпатий и антипатий, предубеждений, страхов, желаний и ожиданий. 2 В результате человек слышит не то, что сказали, а то, что он думает, было сказано. 2
- Барьеры понимания. 2 К ним относятся быстрая, монотонная, медленная речь, скороговорка, звуки-паразиты, непонятная, неправильная логика рассуждений, доказательств, аргументов и прочее. 2
- Барьеры отношений. 2 При доброжелательных, хороших отношениях такие барьеры не возникают. 2 Люди стараются прийти к взаимопониманию, поскольку склонны доверять импонирующим им людям. 2
- Барьеры эмоций. 2 Формируются на базе устойчивых отрицательных или ярких положительных эмоций (гнева, презрения, брезгливости, отвращения, страха, плохого настроения, а также экзальтации, радостного возбуждения). 2
- Социальные барьеры. 2 К ним относится разная интерпретация понятий из-за культурных, социальных, профессиональных, политических, религиозных различий. 2
- Эстетические барьеры. 2 Возникают из-за неопрятного внешнего вида, неряшливости, неаккуратности на рабочем столе или в месте общения. 2
- Барьер установки. 15 Определяется наличием у человека готовности к определённому поведению. 5 Установка может выражаться привычными суждениями, представлениями и поступками. 5
Психологические барьеры снижают эффективность коммуникации и даже способны спровоцировать межличностный конфликт. 5 Для их преодоления необходимо постоянно совершенствовать свои навыки общения. 5