Некоторые особенности самовоспитания и саморазвития в детском возрасте:
Самосовершенствование в раннем детстве. 2 Ребёнок может заниматься самосовершенствованием, когда осваивает навыки обращения с предметами. 2 Пытаясь выполнить определённое действие, он настойчиво добивается своего и, когда у него наконец это получается, испытывает чувство удовлетворения. 2
В дошкольном возрасте дети уже имеют чёткое представление о личностных качествах людей и задумываются о своих собственных, однако всё ещё активно нуждаются в помощи взрослых. 3
В школе ребята развивают личность в процессе обучения, совместного труда, коллективной игры. 3 При этом объективно оценить качество этих изменений они пока не в силах. 3 Школьники могут стремиться исправить свои негативные черты, однако им трудно увидеть их в себе и работать над ними без помощи взрослых. 3
В подростковом возрасте ребёнок обретает способность судить о своих личностных качествах и оценивать их самостоятельно, без участия взрослых. 2 Подростки впервые начинают задумываться над возможностями физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. 2
Особенность самовоспитания детей младшего школьного возраста заключается в том, что направленность этого процесса и его качественный уровень зависит от образовательной среды, в которой находится ребёнок, от характера и направленности педагогического процесса и педагогического взаимодействия. 5