Особенности различных уровней общения:
- Фатический уровень. 1 Это самый примитивный уровень, состоящий из обмена репликами, не несущими глубокого смысла и служащими исключительно для поддержания разговора. 1
- Информационный уровень. 1 Предполагает обмен новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности. 1
- Личностный уровень. 1 Предполагает взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира. 1 Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. 1
Также выделяют другие уровни общения по А. Б. Добровичу: 3
- Примитивный. 35 Партнёр рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может быть необходимым и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его необходимо оттолкнуть. 5
- Манипулятивный. 35 Собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций, манипулятор пытается управлять своей жертвой, причём иногда бессознательно. 3
- Стандартизированный. 3 Формальное и поверхностное общение, на этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности. 3
- Конвенциональный. 3 Культурное, вежливое и этичное общение, как правило, проходит на равных. 3 Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. 3
- Игровой. 35 Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. 3 Характерной чертой этого уровня является насыщенность чувствами и эмоциями. 3
- Деловой. 35 Объединённые общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь. 3
- Духовный. 35 Высший уровень общения, отличается свободой самовыражения, максимальной искренностью и откровенностью, полным принятием партнёра и высоким уровнем взаимопонимания. 3